VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие содержание и гарантии реализации независимости судебной власти и судей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001767
Тема: Понятие содержание и гарантии реализации независимости судебной власти и судей
Содержание
     Содержание
     
     
Введение	3
Глава 1. Понятие, содержание и гарантии реализации независимости судебной власти и судей	5
1.1. Понятие принципа независимости судебной власти	5
1.2. Основные гарантии независимости судебной власти в РФ	15
Глава 2. Обеспечение независимости судей в контексте реализации независимости судебной власти	24
2.1. Нормативное обеспечение независимости судей в РФ	24
2.2. Ответственность судей в РФ	34
Глава 3. Проблемы реализации независимости судебной власти в уголовном процессе Российской Федерации	45
3.1. Реализация независимости судебной власти в досудебном производстве по уголовным делам	45
3.2. Реализация независимости судебной власти в судебном производстве по уголовным делам	52
Заключение	58
Список использованной литературы	64


Введение
     
     Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1 судебная власть самостоятельна и действует независимо.
     Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции РФ и закону. Судьи, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и также подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.
     Аналогичный принцип независимости суда и его подчиненности лишь Конституции и закону закреплен в ст. 120 Конституции РФ.
     Объем и содержание данного принципа доктринально не нашли исчерпывающего определения, хотя значимость обозначенного принципа редко кем из современных исследователей отрицается.
     Мировая практика свидетельствует о том, что правовое государство может существовать только в том случае, если в стране имеется сильная, независимая и авторитетная судебная власть Это необходимое условие формирования гражданского общества.
     Независимость судебной власти рассматривается в качестве одного из базовых принципов организации государственной власти в Российской Федерации и качестве непременного атрибута построения действительно правового государства, в связи с чем, актуальность рассмотрения данной темы исследования сложно переоценить.
     Цель работы: рассмотреть реализацию независимости судебной власти в уголовном судопроизводстве России.
     Задачи работы:
* Рассмотреть понятие принципа независимости судебной власти;
* Охарактеризовать основные гарантии независимости судебной власти в РФ;
* Обозначить содержание принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве;
* Рассмотреть вопросы ответственности судей в РФ;
* Рассмотреть проблемы реализации принципа независимости судебной власти в досудебном и судебном производстве по уголовным делам.
     Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации судебной власти в РФ своих функций.
     Предметом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с обеспечением независимости судебной власти в уголовном судопроизводстве.
     Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы научного исследования: формально-логический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический метод познания и т.д.
     При подготовке работы использовались труды таких учёных как: Т.Е. Абова,  Е.Ю. Бархатова, Н.А. Колоколов, В.А. Лазарева, В.М. Лебедев,  Л. Макаров, И.Л. Петрухин, А.П. Фоков и других. 
     Структура работы включает в себя введение, три главы, каждая из которых разделена на параграфы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Понятие, содержание и гарантии реализации независимости судебной власти и судей

1.1. Понятие принципа независимости судебной власти
     В числе принципов организации и функционирования судебной власти традиционно важное место занимают принципы независимости суда, которые обычно выделяются в качестве основных, определяющих как внешние связи судебной власти в системе государственности, так и ее внутреннее, структурное устройство, соотношение ее элементов и функциональных проявлений.
     Сегодня суд в Российской Федерации - самостоятельный орган в государственно-правовом и организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента ни в какой другой орган государства, общественного объединения или в какую-либо систему других органов.
     Принцип независимости судебной власти, несомненно, является отправным, определяющим положение суда в современном государстве.2
     Как отмечает Ю.А. Дмитриев, закрепление рассматриваемого принципа в Основном Законе и в правовой системе страны продиктовано не только необходимостью подчеркнуть значимость судов в качестве самостоятельных органов государственной власти, но и практической потребностью так организовать функционирование и взаимоотношение властей, чтобы они могли эффективно взаимодействовать в системе сдержек и противовесов.3
     Конституционно-базовая природа данных принципов предопределена в том числе в нормах Конституции РФ, где в ст. 10 закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
     Как представляется, конституционное регулирование в данном положении устанавливает предпосылки независимости судебной власти, что подразумевает как характеристику обособленности одной ветви власти от другой структурно, институционально, функционально, компетенционно и ресурсно, так и отсутствие отношений подчиненности между ними в процессе осуществления собственных полномочий.
     Это исключительно важная конституционно-правовая конструкция, составляет базисную характеристику правового положения каждой из ветвей власти в системе российской государственности. 
     По мнению ряда учёных, принцип независимости судебной власти как основа статуса этого института берут начало именно в данной конституционной норме и получают свое развитие в других нормах и положениях Конституции РФ и нормативных актов.4
     И.Л. Петрухин в своей работе отмечает, что «принцип независимости судебной власти является отправным, определяющим положение суда в современном государстве, поскольку именно эта ветвь власти сталкивается с отказом признать ее равной среди первых».5 
     Ю.А. Тихомиров, анализируя конституционные основы судебной системы, в качестве одного из основополагающих принципов называет ее независимость6, а В.А. Лазарева, исследуя роль судебной власти в современном обществе, говорит о необходимости обеспечения ее подлинной независимости как основном критерии ценности для названных институтов.7 
     Конституционные основы регулирования статуса суда в современной России В.П. Кашепов также связывает с ее независимостью и самостоятельностью в системе разделения власти: «Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти можно выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия. Это принцип независимости, несомненно, определяющий статус суда в современном государстве».8
     В таком же ключе рассматривает проблемы статуса судебной власти Ю.И. Стецовский, который в составе ее конституционных основ выделяет независимость судебной власти, юридические гарантии независимости судей и требования, предъявляемые к судье9, а в содержание принципа независимости включает в основном механизмы взаимодействия суда с правоохранительными органами и отделение его функций от функций органов уголовного преследования, затрагивает вопросы судебного контроля в уголовном судопроизводстве. 
     Наиболее четко данные принципы обозначены в работе В.М. Лебедева, где отмечается, что «независимость судебной власти связана с принципом разделения властей, с особой сферой приложения ее усилий, со специфическими способами ее взаимодействия с другими ветвями власти».10 Е.Б. Абросимова, исследуя принцип независимости, анализирует весьма широкий спектр элементов статуса судебной власти, фактически представляя содержание принципа независимости как основной набор элементов статуса самостоятельной ветви государственной власти: его институциональные и функциональные составляющие.11
     Независимость как принцип закреплена в качестве основы статуса судьи при осуществлении правосудия (ст. 120 Конституции РФ) и в ст. 124 как конечная цель при конституционном регулировании вопросов финансирования судебной власти. В ст. 120 Конституции РФ записано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». В этом ключе независимость судов и судебной власти в целом, неразрывно связана с независимостью судей.
     Как отмечает В.В. Ершов, только независимый и самостоятельный суд может в условиях современной государственности быть действенным и значимым противовесом другим властям. Современное развитие многих государств мира показало, что без сильной, эффективной и самостоятельной судебной составляющей государственная власть зачастую узурпируется сильным правителем (возможно, и коллегиальным правительством), перестает «видеть и слышать» реальные потребности человека, становится на путь саморазрушения.12
     Претворение в жизнь принципа независимости судьи предопределяет, во-первых, запрет на вмешательство в его деятельность, обеспечиваемый процессуальными гарантиями (участие в деле только заинтересованных лиц, вынесение решения в совещательной комнате)13; 
     во-вторых, преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности14; 
     в-третьих, установление законом порядка приостановления и прекращения полномочий, права судьи на отставку, социальные гарантии.15
     Для независимости судебной власти необходимо обеспечение  автономии – как внешней и внутренней, а также наличие определённой самодостаточности её жизнедеятельности в качестве ветви государственной власти. Вместе с тем, независимость судьи определяет беспристрастное осуществление правосудия с установлением запрета какого-либо влияния на судью, а также суд не только со стороны органов власти, но и со стороны любых других субъектов правоотношений.
     Исследуемый принцип даёт суду возможность осуществлять свои конституционные полномочия самостоятельно, то есть без какого-либо  внутреннего или внешнего вмешательства и влияния. 
     Правовое положение суда в системе разделения властей позволяет нам говорить о существовании у суда не только отделенной и независимой компетенции, но и самостоятельного ресурсного и правового обеспечения, который призван обеспечивать ему адекватный стандарт взаимодействия с другими институтами государственной власти на началах равенства.
     Независимость судебной власти предполагает наличие у нее собственных механизмов воздействия на поведение людей как посредством осуществления полномочий по разрешению социальных конфликтов на основе закона, так и формируя стандарт собственного, судебного правового влияния.
     Как верно подчёркивается в литературе, самостоятельная судебная власть – это закономерная потребность общественного развития государственности и гражданского общества в целом. Данный принцип предполагает наличие у судебной власти и суда определённых правовых  инструментов, которые дают ей возможность правовыми средствами (не исключающими применение мер государственного принуждения) воздействовать как на государственные и социальные институты.
     Таким образом, следует сделать закономерный вывод о том, что это системообразующий признак статуса суда как ветви государственной власти, который включает в себя принцип независимости судьи при осуществлении правосудия и автономное образование системы судебных органов, собственные полномочия и прерогативы, особые функции в правовой системе и собственные средства и методы взаимодействия с другими ветвями государственной власти.
     В содержании принципа независимости судебной власти в качестве первой и основной составляющей следует определить ее обособленное от других ветвей власти существование. 
     Обособленность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, своего рода единого механизма, созданного для того, чтобы осуществлять функции власти от лица Российской Федерации.
     Таким образом, реализация принципа самостоятельности судебной власти предполагает учреждение такой системы судебных органов, которые бы обеспечивали эффективное и профессиональное рассмотрение дел. Из данного постулата исходит обязанность государства создавать и закреплять систему судебных органов отдельно от других органов власти, вне системного подчинения.
     Создание такой системы судов означает, что существующая в стране судебная система: 
* охватывает всю территорию;
* является соответствующей территориальным социально-правовым потребностям (доступность, достаточное количество действующих судей и т.д.);
* включает органы, полномочные рассматривать любые категории социальных конфликтов.
     Базовая составляющая принципа независимости судебной власти – это ее основные функции в системе госвласти, через которые выражается функциональная обособленность этой ветви власти.
     Независимость судебной власти в функциональном смысле определяется не только выделением ряда специфических направлений деятельности в системе государственного управлении социумом, но и жесткой взаимосвязью их с правом.
     Компетенционный элемент принципа независимости судебной власти представляется также довольно важным. Закрепленные в Конституции РФ полномочия судебной власти представляют собой значимый блок средств в системе правовых механизмов управления социальными процессами.
     Базовым блоком полномочий наделяет судебную власть ст. 118 Конституции РФ, которая определяет, что осуществление правосудия по конституционным, гражданским, административным и уголовным делам является исключительной прерогативой суда. Это нормативное положение, рассматриваемое в комплексе с положениями ст. 46 Конституции РФ о гарантированности судебной защиты прав и свобод каждого, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что именно судебная власть наделяется Конституцией России правомочиями по разрешению всех правовых споров, она не может отказать в судебной защите (рассмотрении дела). 
     По характеру такие полномочия могут быть оценены как общие, поскольку Конституция РФ дает общий перечень видов полномочий, и распределить их между судами должен законодатель.
     Исходя из принципа высшей ценности человека, его прав и свобод, Конституция РФ устанавливает особые гарантии в виде судебного порядка рассмотрения дел об ограничении прав и свобод в процессе уголовного преследования человека от имени государства. 
     Так, ст. ст. 22 и 23 Конституции РФ, декларирующие право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, устанавливают в виде гарантий этих прав судебный порядок их ограничения государством.
     Данные нормы, по своему содержанию, образуют конституционные основы контрольных полномочий судов в сфере уголовного судопроизводства. Органично дополняет их норма о том, что именно в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). 
     Данная норма устанавливает полномочия по судебному контролю в отношении властей, администрации и иных структур, деятельность которых затрагивает права и свободы граждан. Данные конституционные полномочия составили самостоятельный блок контрольных полномочий судебной власти, он занимает весьма важное место в системе полномочий суда как самостоятельной власти.
     В российской правовой действительности априори должны действовать законы, устанавливающие процедуры как объективного назначения судьи в определенное дело, так и нормы о процедуре доказывания вины и т.п. Такие законы в российской правовой системе приняты, и правовое регулирование объема, содержания и качественных параметров названных полномочий судебной власти, основные формы и процедуры их реализации в правоприменительной практике осуществляются отраслевым процессуальным законодательством, и от его содержания во многом зависит эффективность реализации данных полномочий. 
     Как отмечается в научной литературе, выделяются еще так называемые «скрытые», подразумеваемые полномочия, которые вытекают из самого существа судебной власти, ее назначения, места и роли в государственно-правовой системе. Это дискреционные полномочия судов, правотворческие, интерпретационные и иные прерогативы, осуществляемые как в процессе рассмотрения конкретных дел, так и самостоятельно.16 Г.А. Гаджиев рассматривает некоторые из таких полномочий в качестве объективных критериев самостоятельности и независимости судебной власти. 
     Этот термин весьма интересен и удачен для выявления и отражения сущностных моментов в статусе судебной власти. Именно объективные признаки, т.е. независимые от позиций и мнения других властных институтов, проистекающие из смысла конституционных гарантий и сущности самой судебной власти, лежат в основе определения правового положения суда как самостоятельной ветви государственной власти.
     Также необходимо раскрыть ресурсную составляющую принципа независимости российской судебной власти. Проблема многогранна и включает в себя, прежде всего, человеческие ресурсы и ресурсы материально-технического характера. Это необходимое условие, обеспечивающее независимость судебной власти, и Конституция РФ устанавливает основные параметры данной составляющей в целях обеспечения возможности функционирования судебной системы как автономного комплекса органов. 
     Независимость судебной власти в ресурсном аспекте подразумевает свободный подбор кадров, возможности самой судебной власти решать вопросы кадрового передвижения, отстранения от должности и иные важные вопросы в проблеме самостоятельности суда. Развивают конституционные нормы в этом аспекте Закон «О статусе судей в Российской Федерации»17, Федеральный закон от «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»18 и другие.
     Кроме того, составляющей ресурсного элемента принципа независимости является проблема материального и материально-технического обеспечения судебной власти. Со всей очевидностью можно констатировать, что без материальной составляющей подлинная самостоятельность невозможна. Конституционный законодатель пошел по пути установления стандарта достаточных средств обеспечения деятельности судебной власти.
     Статья 124 Конституции РФ говорит о том, что «финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом». 
     Очевидно, что под «полным» осуществлением правосудия в этой статье имеется в виду правосудие, обеспечивающее потребности общества и государственно-правовой системы, качественное и эффективное, независимое, т.е. не нуждающееся в том, чтобы обращаться к другим государственным и общественным структурам по вопросам финансового обеспечения. По сути, намерения конституционного законодателя явно направлены на учреждение такой системы финансирования судов, которая должна обеспечить самостоятельность суда как ветви государственной власти. Эти положения получили своё развитие в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».19
     Таким образом, в содержание принципа независимости судебной власти входят элементы институционального, структурного, функционального, компетенционного, а также ресурсного обеспечения. 
     В связи с этим, представляется целесообразным предложение учёных для наиболее эффективной реализации данного принципа сформулировать специальную главу в Конституции РФ о полномочиях судебной власти России как самостоятельной ветви власти, указать, что к полномочиям судебной власти относится осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, судебного конституционного контроля, судебного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в установленных законом процессуальных формах, толкования Конституции РФ и казуального толкования норм права.20
     Самостоятельность и независимость судебной власти - это необходимое средство для решения конституционных задач прогрессивного развития государства и общества, утверждения в Российской Федерации правового государства, эффективной реализации функций и назначения судебной власти в государственно-правовой системе, которое состоит в том, чтобы всемерно способствовать укоренению демократических принципов государственного строя, его стабилизации, укреплению господства права. Судебная власть в правовом государстве призвана утверждать в обществе идеи справедливости и гуманизма, нести в широкие массы населения высокую правовую культуру.21
     
     
1.2. Основные гарантии независимости судебной власти в РФ
     Реализация принципа независимости судебной власти возможна только тогда, когда есть соответствующие, комплексные гарантии, направленные в первую очередь на судей, как непосредственных носителей судебной власти. С помощью таких гарантий можно создать для судей такие условия осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основании своего внутреннего убеждения, руководствуясь только своей совестью и нормами закона, сведя к минимуму вероятность незаконного воздействия на судей с целью повлиять на принимаемое ими решение. 
     В этой связи государство должно реально обеспечивать высокие гарантии для обеспечения независимости судей, тем самым обеспечивая независимость судебной власти в стране. 
     Эти гарантии закреплены прежде всего в Законе РФ «О статусе судей», Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»22, а также непосредственно в Уголовно-процессуальном кодексей Российской Федерации23 (УПК РФ).
     Гарантии независимости судей можно классифицировать на:
* материальные;
* организационные;
* процессуальные.
     К материальным гарантиям независимости судей относится предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу.
     Достойное материальное обеспечение судей наряду с другими гарантиями их деятельности является важным элементом обеспечения принципа независимости судей и подчинения их только закону.
     Органы судебной власти - единственные в Российской Федерации органы государственной власти, порядок финансирования которых определен непосредственно в Конституции Российской Федерации (ст. 124), с тем чтобы производимым из федерального бюджета финансированием судов гарантировалась возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это означает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июля 1998 г. №23-П24, что финансирование судов должно производиться в порядке и объеме, обеспечивающих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти на основе положений Конституции Российской Федерации.
     Помимо Закона «О статусе судей», источником правового регулирования материальных гарантий деятельности судей является ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».25
     Судьи в Российской Федерации представляют собой особую категорию работников, которые наделены полномочиями по реализации государственной функции - отправлению правосудия. В этой связи в отношении судей применяются все гарантии, предусмотренные законодательством о государственной службе с учетом особенностей, установленных настоящим законом. В частности, для всех категорий государственных служащих не предусмотрена выплата заработной платы, тем не менее их труд не является безвозмездным. Настоящий Закон позиционирует ее как вознаграждение за труд, включающее в себя несколько составляющих. В первую очередь, речь идет о должностном окладе судьи, т.е. минимальной сумме выплаты, размер которой регламентирован законом. При определении должностного оклада судьи следует учитывать, что весь судейский корпус можно условно разделить на две части: непосредственно судьи, а также судьи, замещающие административные должности в составе суда.
     При назначении судьи на административную должность его финансовое обеспечение изменяется - к общим нормам добавляются и специальные гарантии для совмещения судейских и административных полномочий.
     Месячный оклад по должности - основная сумма ежемесячной выплаты за осуществление профессиональной деятельности в составе суда - за отправление правосудия. 
     В настоящее время должностной оклад судей определяется исходя из стабильной суммы должностного оклада руководителей отдельных судебных органов. В частности, в силу прямого предписания, конкретизируется лишь размер оклада Председателя Конституционного Суда РФ. Оплата труда иных судей определяется в процентном соотношении от должностного оклада Председателя Конституционного Суда РФ. Таким образом, Закон устанавливает максимально высокий оклад для Председателя специального суда - Конституционного Суда РФ, компетенция которого охватывает собой особую категорию дел, связанную с обеспечением соблюдения норм Конституции РФ - Основного Закона государства.
     Указом Президента РФ от 19 марта 2013 г. №207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда РФ» с 1 января 2013 г. должностной оклад Председателя Конституционного Суда Российской Федерации составляет 32752 рублей в месяц. Аналогичный оклад устанавливается и для Председателя Верховного Суда РФ. 
     Оклады судей соответствующих судов определяются в процентном отношении к окладу председателя высшего суда, возглавляющего отдельное направление. 
     Обеспечение стабильности и независимости судебной власти указывает на необходимость поддержания такого уровня материального обеспечения судей, при котором им будет гарантирован нормальный уровень жизни и возможность их удовлетворения собственных потребностей. В этой связи необходимым является установление возможности корректировки должностных окладов судей с учетом инфляции иных показателей, изменяющих их статус. 
     В этой связи в качестве дополнительной гарантии обеспечения стабильности судебной власти законодатель указывает на необходимость ежегодного пересмотра должностных окладов судей, но исключительно в пределах установленных лимитов расходования бюджетных средств. 
     Ещё одна выплата – оклад судьи за квалификационный класс. Это доплата за квалификацию, стаж судьи, т.е. коэффициент повышения размера вознаграждения применительно к уровню компетентности судьи. Фактически данная выплата представляет собой доплату к основному должностному окладу. Такой подход обусловлен стабильностью - ежемесячным характером такой выплаты, а также стабильностью ее размера.26 
     Размер данной выплаты устанавливается в процентном отношении от должностного оклада судьи. Оклад за квалификационный класс исчисляется в следующих размерах:
     - девятый квалификационный класс - 30%;
     - восьмой квалификационный класс - 40;
     - седьмой квалификационный класс - 50%;
     - шестой квалификационный класс - 60%;
     - пятый квалификационный класс - 75%;
     - четвертый квалификационный класс - 90%;
     - третий квалификационный класс - 105%;
     - второй квалификационный класс - 120%;
     - первый квалификационный класс - 135%;
     - высший квалификационный класс - 150%.
     Установление указанной иерархии свидетельствует о том, что чем более опытен судья, а соответственно чем выше его должность или статус суда, в котором он осуществляет деятельность, тем выше и размер оклада за квалификационный класс.
     Судьям судов РФ гарантируется ежемесячное денежное поощрение в размере, установленном действующим законодательством. Размер денежного поощрения определяется в процентах от должностного оклада. В самом общем виде поощрение представляет собой дополнительную выплату стимулирующего характера, которая производится в отношении наиболее квалифицированных работников за качественное исполнение должностных обязанностей. Однако, в настоящее время, в связи с тем, что данная выплата предусматривается в качестве одной из обязательных ежемесячных выплат всем судьям, она утрачивает свой стимулирующий характер и первоначальную сущность. Фактически в настоящее время она представляет лишь одну из форм доплаты судьям за их профессиональную деятельность. 
     Традиционным для российской правовой системы является установление ежемесячных доплат за выслугу лет, т.е. за стаж профессиональной деятельности в должности судьи. Как для судей, так и для иных категорий работников действует общий порядок применения данной доплаты - чем больше стаж работы в данной должности, тем выше ставка доплаты. Закон предусматривает доплату за выслугу лет в следующих размерах:
     - от 2 до 5 лет - 15%;
     - от 5 до 10 лет - 25%;
     - от 10 до 15 лет - 30%;
     - от 15 до 20 лет - 40%;
     - свыше 20 лет - 50%.
     Судьям Российской Федерации гарантируются ежемесячные доплаты за ученую степень и ученое звание, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Указанные доплаты производятся в процентном соотношении от должностного оклада судьи:
     - при наличии ученой степени кандидата юридических наук или ученого звания доцента - 5%;
     - при наличии ученой степени доктора юридических наук или ученого звания профессора - 10%;
     - за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - 10%.
     Перечень выплат, причитающихся судье, является открытым. Закон допускает возможность установления и иных выплат или доплат в соответствии условиями его профессиональной деятельности. Формирование данной диспозитивной нормы направлено на всестороннее и полное обеспечение деятельности российских судов, независимости судей при отправлении ими правосудия.
     К организационным гарантиям можно отнести:
* несменяемость судей;
* неприкосновенность судей;
* особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей;
* установление особой защиты судей и членов их семей со стороны государства и т.д.
     Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. На органы внутренних дел возложена обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
     Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.
     Вопросы обеспечения государственной защиты судей более детально регламентированы ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в п. 1 ч. 1 ст. 2 которого установлено, что государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные и арбитражные заседатели.
     Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества компетентными органами с учетом конкретных обстоятельств могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.27
     В целях реализации указанных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».28 Порядок выдачи служебного оружия судьям установлен Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1575.29
     Приказом Министра внутренних дел России от 21 марта 2007 г. №28130 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.
     Независимость судей обеспечивается также и деятельностью Судебного департамента при Верховном Суде РФ по организационному обеспечению деятельности судов. На Судебный департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г.31).
     К процессуальным гарантиям относится те гарантии, которые нашли своё отражение в процессуальных нормах, регламентирующих порядок осуществления правосудия по различным категориям дел.
     Установленный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел позволяет судьям беспрепятственно рассматривать и разрешать дела, самостоятельно формировать свое мнение относительно обстоятельств дела, по внутреннему убеждению оценивать имеющиеся доказательства, решать, какие нормы подлежат применению в конкретном деле, выносить решение в условиях, исключающих постороннее воздействие на них.
     П.Н. Шабанов предлагает отдельное определение для категории уголовно-процессуальных гарантий независимости судей, под которыми он понимает установленные уголовно-процессуальным законом средства, которые позволяют выполнить назначение уголовного судопроизводства, исключают механизмы подчинения судьи в уголовном процессе, обеспечивают свободное и самостоятельное принятие судьей процессуальных решений по уголовному делу на основе закона, совести и своего внутреннего убеждения, а также устанавливают особую процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности.32
     Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут уголовную ответственность. Так, в соответствии со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет, а если оно совершается с использованием лицом своего должностного положения - штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%